Али Сулейманов (alisuleymanov) wrote,
Али Сулейманов
alisuleymanov

Category:

Философский вечер

Некоторое время назад, узнав о том что я интересуюсь урбанистикой, wild_che пообещал познакомить меня с политологом, культурологом и общественным деятелем Алексеем Чадаевым. Дело в том что Алексей, помимо всего, является учеником архитектора и урбаниста Вячеслава Глазычева и в настоящее время читает курс в АНХ, который читал раньше сам Глазычев.

И вот, я получил сообщение от Ражапа (wild_che), что Алексей снова в Грозном (а бывает он здесь нередко) и в отеле «Грозный-Сити» 12-го вечером состоится встреча, на которую пригласили и меня. Из гостей, помимо Алексея, был философ Виктор Осипов и графический дизайнер Вячеслав Правдзинский — prawdzinski.

Всего нас было восемь человек и мы обустроились в гостиничном ресторане на верхнем ярусе. Каждый представился, рассказал немного о себе и, собственно, перешли к разговору по теме. На самом деле, я до последнего момента не имел представления о формате встречи, но предполагал что мы будем говорить о нынешних проблемах городского планирования и способах их решения. Но все оказалось несколько неожиданней, т. к. беседа состоялась в рамках первого выездного собрания философского кружка New Cave, который был образован совместно Алексеем Чадаевым и Виктором Осиповым. Говорили, конечно, об урбанистике, но основной заявленной изначально темой была «Мужские и женские способы освоения пространства». Под катом процитирую основные тезисы, прописанные Алексеем накануне встречи:


1. Почему именно Грозный? Этот город - форма, созданная на месте вчерашних руин, и еще только начавшая наполняться жизнью. Город в плане сохранил пропорции и размерность старого довоенного Грозного, в котором жило более 600 тысяч, но сейчас живет 340. В городе еще много пустоты - иногда величественной, иногда необустроенной, но всякий раз бросающейся в глаза. 

2. Что значит "мужские" и "женские" способы освоения пространства? Базовая гипотеза - мужчина создает, пересоздает и уничтожает пространственную форму - "строит дом", если угодно (или город, как "дом для домов"). Женщина же "обживает" форму изнутри, наполняет ее жизнью в тех границах и объемах, которые ей достались; в архаических метафорах - "поддерживает огонь в очаге". Соответственно, архитектура как искусство работы с формой, объемом, пропорцией - предполагает скорее "мужской" взгляд. Новомодная же нынешняя "урбанистика" - нечто едва ли не противоположное: про то, как, не меняя по-крупному форму, за счет добавления деталей, "тонкой настройки" идущих внутри нее процессов создать уют. В "семейно-домашних" метафорах" - "повесить занавески и поставить цветок на окне". Женское дело.

3. При этом надо оговориться - неправильно было бы жестко заявлять что вот это - дело только для мужчин, а вот это - только для женщин. В каждом человеке любого пола в определенной пропорции присутствуют оба начала - "гормональный баланс тестостерон/эстроген". И в принципе каждый человек изначально несет в себе способность смотреть на вещи как "мужским", так и "женским" взглядом. Более того: именно "женское" в мужчинах и "мужское" в женщинах отвечает за коммуникацию между полами, взаимопонимание, проистекающее из способности смотреть на мир глазами "другого".

4. Однако наличие баланса не означает отсутствия борьбы. Борьба двух начал за приоритеты идет всю историю человечества, и на ее протяжении было несколько довольно длительных периодов доминирования как того, так и другого начала. Мы привыкли для описания этих режимов пользоваться терминами "матриархат" и "патриархат", имея в виду в первую очередь устройство семьи и, шире, рода. Но внутри любого "матриархатного" общества мы обнаружим пусть в подавленном, маргинальном, второстепенном подчиненном состоянии - вполне живой патриархатный культ. И также верно обратное. 

5. У Энгельса в "Происхождении семьи, частной собственности и государства" переход от матриархата к патриархату рассматривается как ключевая веха в становлении этих трех институтов. Причем сам этот переход он непосредственно выводит из распространения скотоводства, породившего одновременно и собственность (латинское capita - это дословно "голова скота"), и патриархатную семью как таковую; а в пределе - и монархию как укрупненную до племенных масштабов форму патриархатной семьи. Отсюда ясно, что у скотоводов роль мужчины всегда была выше, чем у земледельцев, рыболовов, охотников, собирателей и т.д. Но гораздо важнее сам общий принцип - господствующий хозяйственный уклад в значительной степени определяет и переопределяет в т.ч. и полоролевую иерархию в обществе. А значит, любые масштабные подвижки в хозяйственном укладе (в т.ч. в связи с изменением технологий) на втором ходу неизбежно ведут к взаимной переоценке полоролевых статусов.

6. Не меньше, чем хозяйственный уклад, если не больше, на статусную иерархию влияет война. Войны уменьшают процент мужчин, но одновременно и резко повышают статус "мужского" и мужских ценностей в обществе. Вообще, нет большего врага матриархата, чем война, и большего врага патриархата, чем мир. Чем дольше нет больших войн, тем значимей "женское" и слабее "мужское". Послевоенные общества - чеченское в их числе - это общества, где господствуют мужчины, но женское постепенно, шаг за шагом, усиливает позиции. 

7. Чем сильнее "патриархат", тем больше рождаемость - обратное также верно. Четыре тысячи лет назад, когда началась патриархатная революция, а вместе с ней, кстати, и цивилизация, именно этот аспект сыграл роковую роль в борьбе старого и нового порядков: тогдашние "амазонки" попросту не могли конкурировать с домашними рабынями народов с культом Отца (об "зевсистской революции" неплохо у Лайоша Мештерхази). Однако когда перенаселенность становится по-настоящему проблемой, это из преимущества превращается в недостаток - и тогда вновь берет свое матриархат. Что мы, собственно, сейчас и наблюдаем почти везде.

8. Подспудная "матриархатная революция" в России, как и во всем "белом мире", идет уже несколько десятилетий, изредка сполохами вырываясь на поверхность. Pussy Riot с их "Богородица, Путина прогони" - это зашифрованное послание Великой Матери, что пришла уже пора убирать с трона Отца и садиться на него самой. "Попробовали бы в МИЧЕТИ" - на самом деле довольно сильное контрзаклинание: покуда внутри России есть такие безусловно патриархатные анклавы, как кадыровская Чечня, Мать никогда не сможет ничего сделать с Отцом. В этом смысле крыловщину с ее "хватит кормить Кавказ" надо понимать исключительно как секретный проект одного из тайных мировых джессеритских сестричеств, смысл которого в том, чтобы устранить с пути шествующей на царство Матери эту досадную помеху. Впрочем, Крылов практически проговорился об этом: фраза "Кавказ производит кавказцев" прямо указывает на реальный объект атаки.

9. Объективно сегодняшний городской уклад элиминирует мужское в любом его виде, выносит его на периферию, в маргиналию. В мегаполисе глупо ходить с оружием; излишней и обременительной является физическая сила, гордость и многодетность. Ценятся же усидчивость, коммуникабельность, визуальная привлекательность и тому подобные, женские/матриархатные по генезису свойства. "Офисный планктон", при номинальной бесполости, по факту - "рабочие пчелы", которые, как известно, представляют из себя недоразвитых самок. Вовсе не случайно его любимый напиток - пиво, в котором так много эстрогенов.


Многие мысли были действительно заслуживающими внимания и в ходе беседы наблюдалась одна тенденция — начиная обсуждать влияние общественного уклада на формирование среды обитания с философской точки зрения, постепенно разговор начинал нисходить до каких-то конкретных городских проблем. В этот момент философ Виктор тут же подхватывал «ушедший не туда» разговор и уводил его обратно в метафизическое русло :)

Одна из тем, которую я действительно вынес себе на особую заметку — это вопрос «А в чем, собственно, является роль Грозного? Какую ценность он должен представлять для общества?». Ответ на этот вопрос является основополагающим в развитии города. Пока нет определенности, так скажем, с его миссией, мы будем иметь то что имеем — неживой город, в котором все делается непонятно зачем и непонятно для кого.

В конце нашей встречи, а по времени это было уже около полуночи, каждый из присутствовавших озвучил рефлексию на проведенный нами вечер и все пошли кто по домам, а кто по гостиницам :)

Надеюсь что подобные встречи на разные темы не будут для нас редкостью, т. к. они являются хорошей подпиткой для ума и стимулируют творческий процесс, который у каждого из нас свой и каждый выносит для себя только то что нужно именно ему. Было реально интересно.

Tags: Грозный, Философия, встреча, урбанистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments